+7(910) 130 68 24 zolotovdesign@gmail.com

Пуаро Агаты Кристи или «Хочу интерьер как у Пуаро»

Автор Елена Золотова Н.Новгород 2016г.


Краткий анализ ранних серий с художественной точки зрения.

Не нужно быть профессионалом в сфере дизайна интерьера, чтобы уловить в этом сериале дух молодого веяния — зарождающегося стиля Ар Деко. Каждый кадр фильма как деликатес: вымеренная композиция, продуманные до мельчайших деталей образы всех героев, саундтреки, даже шрифтовые блоки в титрах. Все здесь работает на наше погружение в 30-е годы Великобритании, в те годы, в которых нас не было, и которые для нас — что-то необыденное, романтичное, утонченное, как бы даже легенда. 13 сезонов фильма описывают нам более 50 лет жизни героев, но за это время мало что меняется — образы и обстановка по-прежнему далеки от нашего повседневного окружения.

Агата Кристи нам называет точную дату смерти Пуаро- 1975год, последние расследования детектива происходили в 60-70-е годы — во времена космического бума, движений хиппи, коротких юбок Кардена и синтетического поп-арта, но в фильме мы этого не видим. До последних серий мы по-прежнему в благородной атмосфере Модерна и Ар Деко. И обусловлено это все тем же — художники не хотят нас выпускать из романтики того времени, в котором нас не было.

Итак послевоенные 20-30 годы. В мире архитектуры и искусства — время больших открытий, экспериментов и противоречий. Конец 19 столетия дарит нам прекрасный стиль Модерн («современный») или Ар Нуво («новый стиль»). Самыми яркими представителями направления мы считаем Бельгию,  Францию и Испанию. Связано это с тремя громкими именами:  Бельгия- Виктор Орта (особняк Тасселя), Франция- Эктор Гимар (Парижское метро) и конечно Испания- Антонио Гауди (собор Саграда-Фамилия).

Мода на Ар Нуво была недолгой, начало века давало вдохновения художникам на другие эксперименты.  И тем не менее новое веяние Модерна подарило нам Густава Климта, Альфонса Муху, Михаила Врубеля, Луиса Тиффани и др.

слайд модерн

усыПоиски в формообразовании продолжались. Художники «отрезали» свое сознание от прошлой истории, стали искать новые формы и, кардинально отказавшись от какого-либо декора, стали работать в новом направлении – Конструктивизме.  Грубо говоря, «стиль Эркюля Пуаро» это смешение стилей Ар Нуво и Конструктивизма, иначе говоря это Ар Деко. От Модерна была принята изящность линий, орнамент, декоративная составляющая; от Конструктивизма- лаконичность, предмет  чистотой своей формы  как бы говорит нам, в чем его Идея.  Квартира нашего героя – это изящный пример настоящего Ар Деко 30-х годов, именно в это время, считают историки, стиль Ар Деко достиг своего апогея. В сериале мы можем увидеть популярные в то время полотна кубистов, скульптуры в стиле Модерн, мебель  в стиле Конструктивизма, различные этнические аксессуары- это так же определяет стиль Ар Деко.

Подробнее о предпочтениях Пуаро.

двери2

Отделка стен характерная для большинства современных квартир  30-х годов — покрытие ровного светлого тона. Реже использовались экстравагантные цвета: синий, красный, оранжевый. Цвет напольного плинтуса и обналичек  дверей контрастирует с дверным полотном — такой графичный прием приходит из Конструктивизма и тоже является элементом Ар Деко.  Двери сделаны из рифленого стекла в раме из массива. Орнамент рамы строго геометричен и ассоциируется со швами правильной каменной кладки. Так же мы видим интересный прием —  проем из гостиной комнаты в рабочую комнату Мисс Лемон. В проем вставлена стеклянная сдвижная перегородка с пескоструйным рисунком.  Орнамент строго геометричен и только прямые линии без округлостей. К слову сказать, пескоструйные аппараты появились еще в 1870 году в США, по этому такая интересная техника нанесения рисунка скорее всего не была уже редкостью. Строгие квадратичные орнаменты, квадратичная мебель, квадратичный периметральный опуск потолка- все рассказывает нам о хозяине. Эркюль Пуаро неисправимый логик, для него каждая линия должна завершаться четким углом и чтобы угол был правильный — в 90 градусов. Художники сериала признаются, что главным принципом оформления квартиры был «квадрат».

камин

Составляющей стиля Ар Деко, без которого просто этот стиль не может существовать, это наличие дорогих материалов — либо в отделке, либо в мебели, либо в аксессуарах.  Сам стиль зарекомендовал себя  во Франции на международной выставке в Париже 1925года. Создавался он французскими художниками, как противовес модному в то время Германскому Веркбунду. Заказчиком подобных интерьеров была главенствующая элита Франции, которая, несмотря на войну, не потеряла своих позиций и по-прежнему хотела жить роскошно. Отсюда и главный компонент стиля – уникальные предметы, дорогая отделка, новейшая техника. На рисунке сверху изображены два кадра из фильма — отделка стен в смелом синем цвете, интересная разбивка стен рамами из деревянных наличников, выкрашенных в белый цвет. Интересный оконный портал — заглублен в стену так, чтобы шторы были позади плоскости стены, и обрамлен широким белым наличником — оригинальный архитектурный прием. Очень понравились слова риелтора, сдававшего Пуаро эту «синюю» квартиру: «Это гостиная.  Она оборудована по самым высоким стандартам. Вот последняя модель электрического камина. Сделано с большим вкусом». Нижние кадры изображают собственную квартиру Пуаро, на что именно стоит обратить внимание: большой письменный стол, доминирующий над остальной мебелью в гостиной, явно своим размером и древесным рисунком дает понять, что вещь дорогостоящая. На нижнем кадре справа, за инспектором Джеппом мы видим собственный каминный портал Пуаро. Лично я думаю, что этот камин сделан с еще большим вкусом, чем предыдущий. Поверхность облицовки портала глянцевая. Над камином висит картина в стиле Конструктивизма, на портале стоит бронзовая лампа с основанием в виде женской фигуры, две вазы, больше похожие на ритуальные, чем интерьерные, две черные скульптуры  головы в стиле этно из бельгийского мрамора — все аксессуары подобраны точно под определение Ар Деко 30-х годов.

этника

На этих кадрах лучше прослеживается тема этники в концепции Ар Деко. Самый распространенный прием привнесения в интерьер этнической составляющей — это африканская анималистическая тема: зебра, тигр, леопард – кадр нижний справа, шторы имеют принт под зебру. Со времен викторианской эпохи у британского потребителя осталась тяга к историзму и экзотике, по этому этнические мотивы Ар Деко не ограничивались только африканской тематикой, но включали в себя кельтские, готические, турецкие, японские, египетские  и даже русские орнаменты. На верхнем кадре слева за Пуаро стоит темная ширма с орнаментом в русской тематике. На другом кадре справа — Гастингс сидит на сером диване в окружении интересных подушек с явно викторианским традиционным орнаментом, отдаленно напоминает знаменитые орнаменты Уильяма Морриса. На нижнем кадре слева — прекрасная бельгийская актриса, подруга Пуаро, стоит на фоне своего каминного портала, украшенного прямоугольным греческим орнаментов (меандр), над порталом висит картина в технике Классицизма, лампа в стиле Модерн — все эти вещи создают ее собственное Ар Деко, подходящее хозяйке этой квартиры. Квартира этой женщины исполнена в одном стиле, что и квартира Пуаро, но помещение имеет совершенно другой дух — оно романтичнее,  не такое строгое —  все это нам рассказывает о нраве хозяйки. Художники сериала проделали колоссальную работу, разработав для каждого действующего лица свой образ, свой интерьер.

шторы

Для того, кто по духу похож на такого человека, как Эркюль Пуаро, для того, кто хочет организовать свой дом по примеру лондонской квартиры бельгийского сыщика, нужно следовать нашим рекомендациям : во-первых цветовая гамма квартиры Пуаро- теплая. Бежевые стены, бежевый потолок (это хорошо видно на нижнем кадре справа); графика-  белый потолочный молдинг, белый напольный плинтус, белые обналички дверей; контраст- темное дверное полотно со стеклянными геометрическими вставками, темные шторы акцентного темно-красного цвета с золотыми вставками- рисунок  геометрический, интересный твердый ламбрекен в цвет стенового покрытия с двумя графичными линиями- красной в цвет штор и черной в цвет дверей. Пол- паркет, раскладка «Елка».  Вся палитра преимущественно выдержанна в одной схеме – орех, черный, белый, серый, красный, метал, стекло, золото. Аксессуары — этнические вазы, скульптуры в стиле Ар Деко (изящные, дорогие, не слишком кричащие своей орнаментальностью), картины в стиле Конструктивизма, Кубизма, Абстракционизма. На мебели не должно быть «круглого» орнамента, все должно быть оформлено «квадратным» узором, на аксессуарах можно привнести уютный «круглый» орнамент, но конечно, чтобы цвет таких аксессуаров гармонировал с предметами мебели. Вспомним кадр из фильма с Гастингсом в подушках (см. выше) — серый диван, подушки пепельно-голубые. Или ширма за письменным столом Пуаро (см.выше) – русский орнамент, напоминающий роспись под хохлому, выдержан в цветах нашего интерьера: черный – красный – золотой. Квартира не должна быть захламлена, ощущение от квартиры Пуаро – чистота, порядок, чистый воздух для «серых клеточек». И, конечно, нужно использовать в своем интерьере прототипы модных вещей прошлого века, ведь все-таки стиль Эркюля Пуаро — это ретро стиль.

коллаж

О знаменитом доме.

Здание и соответственно любимая и содержащаяся в идеальном порядке сыщиком квартира, показанные практически в каждой серии сериала, находятся в Лондоне, в районе Клеркенвелл (Clerkenwell), на площади Charterhouse (Чартерхауз). «Whitehaven Mansions» (так называется здание в сериале) — в действительности жилой дом Florin Court. Это легко узнаваемый поклонниками сериала, многоэтажный дом, интересной формы.  Архитектура здания необычна — центральная часть имеет красивый симметричный изгиб и возвышается над крыльями здания. Крылья так же строго симметричны. Дом оснащен всеми необходимыми для современной жизни коммуникациями — водопровод, электричество, газ. Так же каждая кухня (очень эргономичное пространство) оснащена индивидуальным  лифтом для сборки мусора.  Ванная комната оснащена унитазом и биде , в котором в одной из серий умывался инспектор Джепп, не понимая для чего нужен этот «низкий умывальник». Так же дом богат садом на крыше и общим бассейном для своих жителей.

Florin_Court_from_Charterhouse_Square_garden

Florin_Court_from_Charterhouse_Street

Florin_Court_courved_facade

 

Внизу справа планировка знаменитой квартиры Эркюля Пуаро, в сериале он живет на 6 этаже.

дом с планом

Некоторые кадры сериала с описанием.

лестница

лифт

 

слайд джепп

Знаменитые серии в знаменитых местах.

Архитектура Ар Деко 30-х годов поражает своей современностью и в наши годы. Сценаристы сериала сняли некоторые серии в знаменитых местах Англии – архитектурных достопримечательностях  30-х годов.

Серия под названием «Двойной грех» снимается в известнейшем отеле Мидленд — излюбленном месте отдыха таких известных личностей как сэр Лоуренс Оливье,  сэр Ноэл Кауард и, творившая  в эпоху Ар Деко, Коко Шанель. Отель открыл свои двери посетителям в 1933 году, сейчас он все так же принимает гостей.  Архитектор — Оливер Хилл, интерьеры и мозаичные панно- Эрик Гилл. Эрик Гилл так же очень известен среди графических дизайнеров, свою жизнь он посвятил камню и каллиграфии. Его учения легли в основу формообразования многих шрифтов.

Серия «Убийство по алфавиту» частично снималась в Павильоне Де Ла Уорр в Бексхилле.

Серия «Зло под солнцем» снималась в живописном месте Бург Исланд.

3407348184_54bef5d00b_o

гилл

Убийство по алфавиту

Зло под солнцем

Немного о психоделической заставке к фильму.

Заставка к фильму выполнена в теме Кубизма — абстрактного восприятия действительности. Смысл Кубизма изобразить видимое нами не в привычном нам трехмерном изображении, а в четырехмерном — время это четвертое измерение. Соответственно Евклидово пространство и Академическая перспектива  пренебрегались живописцами. Зарождение современного абстрактного искусства связывают с именем Пабло Пикассо. Мы можем посмотреть одну лишь заставку к фильму и уже понять,  в какие годы будет разворачиваться сюжет: кубические образы главного героя, абстрактный коллаж летящего скоростного экспресса (впервые был запущен в 30-е годы, как конкуренция автомобильным перевозкам), самолета характерной формы середины 30-х годов, «пыхтящих» труб многочисленных заводов, шрифт названия сериала «POIROT» —  будто логотип разработанный Баухаузом — веяние Конструктивизма. Даже музыкальное сопровождение отправляет нас в начало века — саксофон очень популярен в Европе в 20-30-е года.

пикассо

шрифт

Послесловие.

Закончю свою статью, пожалуй, лучшим коллажем, который связан не с темой Ар Деко и вообще не с дизайном — молодой Эркюль Пуаро прощается со своей любимой женщиной, своей единственной любовью – русской графиней Верой Русаковой. И мы, дорогие друзья, на этом прощаемся с вами. Любим вас, аu revoir!..

Au revoir

Список литературы:

  1. История дизайна, С.Михайлов, Издательство «Союз дизайнеров России», 2003г.
  2. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/72147.html — Пуаро. Стиль в деталях, статья.
  3. http://midlandvintage.co.uk/history.htm — Мидлэнд , отель
  4. http://www.discoverbexhill.com/delawarrhistory.php — Павильон Де Ла Уорр, отель
  5. http://www.uniqhotels.com/burgh-island-hotel — Бург Исланд, отель
  6. https://vk.com/video?z=video80030917_171459874%2F99ba788fde4ac2af59%2Fpl_updates – видеоролик «Дом Мечты 1931г.»
  7. http://happymappy.info/ru/pub/35/ — дом Эркюля Пуаро
  8. http://www.tvlocations.net/poirotlocationindex.htm — список мест, где снимались серии
  9. http://www.bbc.com/news/magazine-24914782 — больше об интерьере Пуаро, статья ВВС